​Как не стать «золотым львом»

Небезызвестная китайская компания «Тяньши» впервые появилась в Бурятии ещё в конце 90-х годов. С тех пор методы сетевого маркетинга в России неоднократно подвергались критике. Несмотря на это ряды, пострадавших от действий компании, становятся всё шире.
Общество |

Небезызвестная китайская компания «Тяньши» (она же Tiens Group Co. Ltd) впервые появилась в Бурятии ещё в конце 90-х годов. С тех пор методы сетевого маркетинга в России неоднократно подвергались критике. Несмотря на это ряды, пострадавших от действий компании, становятся всё шире.

«Тяньши» (в переводе с китайского означает «летящий лев») — это компания, которая занимается производством и распространением БАДов, средств гигиены и массажеров. Распространение происходит с помощью методов сетевого маркетинга. Начинающие сотрудники, как правило, приобретают определенное количество товара у компании за свой счет, после чего любым способом пытаются эту продукцию сбыть.

Обычно фито-чаи и чудо-массажеры сетевики «впаривают» доверчивым гражданам по цене в 10 раз и более превосходящей реальную. Однако основную прибыль компания получает всё же от продажи продукции не конечному потребителю, а именно своему сотруднику. Последний, впрочем, может пойти другим путем — привести в компанию еще несколько продавцов. Таким образом формируется классическая финансовая пирамида продаж.

Как же «тяньшисты» умудряются продолжать свое коммерческое дело и набирать в организацию так называемое «свежее мясо» — рекрутеров?

Жительница Улан-Удэ Елена пыталась найти работу уже несколько месяцев, когда, изучая сайты с объявлениями, наткнулась на интересное предложение. «Частная фирма по грузоперевозкам ищет специалиста по приему звонков и заполнению бланков». Елену привлекла приличная по меркам Бурятии зарплата в 28 тыс. рублей при отсутствии требований опыта работы. Вместо названия компании были указаны имя и фамилия индивидуального предпринимателя.

Елену пригласили на собеседование, где в большом кабинете больше десятка таких индивидуальных предпринимателей общались с соискателями. В той же комнате суетилось еще с десяток всевозможных «менеджеров». А в коридоре скопилась приличная очередь, которая постоянно пополнялась вновь прибывшими. Среди соискателей преобладали пенсионеры и молодежь. Происходившее вокруг этого офиса чем-то напоминало призывной пункт в начале войны.

На собеседовании Елене предложили пройти трехдневное обучение в виде серии лекций, а также выдали две брошюрки и диск, с которыми необходимо было ознакомиться и вернуть после обучения. За это пришлось внести залог в 600 рублей и заключить договор.

Это был удивительный договор, отдельные пункты которого прямо противоречили Гражданскому кодексу РФ. В частности, пункт 2.2.1 договора утверждал, что «заказчик обязан пройти базовую подготовку в полном объеме в течение 3 дней». Конечно же, ничего такого «заказчик» (то есть соискатель) делать не обязан. Однако, как призналась женщина, проводившая собеседование, материалы часто не возвращают. Скорее всего, люди, осознав, что попали в «лохотрон», прекращают ходить на пресловутые лекции, предпочитая потратить время на поиски нормальной работы. Но, видимо, испугавшись этого самого пункта об обязанностях, они не решаются идти на скандал из-за небольшой в общем-то суммы в 600 рублей.

Ожидая собеседования, Елена познакомилась с другими соискателями в надежде получить больше информации. Оказалось, что привлекли их сюда самые разнообразные предложения вакансий — от грузчика до менеджера. Странно было то, что зарплату всем обещали практически одинаковую. Еще одна странность была в том, что на собеседовании никому из них не сообщили, в чем конкретно будут заключаться их обязанности. «Я пришел работником склада, мне сказали, что я буду отделять печеньки от конфет», - поделился пожилой мужчина после собеседования.

Манипуляции сознанием

Ещё более интересные вещи стали происходить на лекциях, в ходе которых лекторы «Тяньши» вовсю использовали методы манипуляции сознанием, успешно применяемые так называемыми тоталитарными культами. Настороженность вызывал уже тот факт, что компания тщательно скрывала свое название и род деятельности. Кстати, таким же образом действуют и различные секты. Например, «Общество сознания Кришны» в некоторых городах России называет себя «Центром ведической культуры», а «Церковь Саентологии», соответственно, — «Ассоциацией за лучшую жизнь и образование» или еще более безобидно.

Программа лекций для будущего персонала в этом офисе была рассчитана на три дня. Состояла она из следующих тем — рынок труда, экономика, индустрия Wellness, функциональные обязанности. На вопрос мужской части аудитории, зачем все эти знания нужны грузчику или завхозу, лекторы ссылались на политику компании, которая «хочет сделать своих сотрудников настоящими профессионалами».

Первое занятие молодая лекторша сразу же начала с бомбардировки слушающих научными терминами и статистическими данными. «Знаете ли вы, что 80% населения недовольны своей работой?». Это, кстати, и есть типичный прием манипуляции сознанием. Как правило, обилие научных терминов и данных усыпляет критическое мышление слушателя, создает иллюзию респектабельности и высокого технологического уровня компании работодателя. В продолжение лекции под таким «околонаучным соусом» человеку можно преподнести что угодно. И, с большой вероятностью, он воспримет это как истину в последней инстанции, так как предыдущая речь звучала очень правдоподобно.

В ходе этих лекций, собственно, и всплыло название этой таинственной компании, которая поначалу маскировалась под грузоперевозочную компанию из Уфы.

— Вы хотите быть финансово-успешным, занимаясь любимым делом? — продолжала лекторша и, естественно, получает от аудитории ответ «да». А это ещё один прием, хорошо знакомый всем, кто знаком с маркетингом. Золотое правило продавца — заставь клиента несколько раз ответить «да», после чего ему проще будет согласиться с любым вашим предложением.

— Вы знаете хоть одну компанию, у которой есть свой собственный университет? Нет. А у компании «Тяньши» есть университет, где сможет пройти обучение каждый сотрудник, — продолжала лекторша. И еще одна уловка, которую любят использовать тоталитарные культы. О своих научных исследованиях часто заявляют те же саентологи. Такие псевдоведийские секты, как «Общество сознания Кришны» или «Брахмакумарис», так же открыли собственные «институты». Этот факт, упоминаемый в проповеди, позволяет им завлекать сомневающихся неофитов. Конечно же, к науке все эти университеты и академии имеют точно такое же отношение, как и Остап Бендер к шахматам.

Не гнушаются лекторы «Тяньши» и откровенной ложью, уверяя, например, что они единственная компания, имеющая представительство в ООН, или что их сотрудники регулярно путешествуют за границу и получают подарки за счет китайского руководства. На вопрос Елены, ездил ли кто-либо из улан-удэнских тяньшистов за границу на деньги компании, лекторша сразу сменила тему. Когда же с помощью интернета Елена выяснила, что никакого представительства «Тяньши» в ООН нет и никогда не было, лекторша заявила, что «в интернете всё врут».

Лекция по экономике оказалась еще более нелепой. Опять использовалось множество сложных экономических терминов, призванных одурманить слушателя. Наконец, на третьем занятии речь зашла непосредственно о БАДах, на которой «заслуженная лектор с 15-летним стажем» рассказала, что дает своему 3-летнему сыну БАДы для «нормального функционирования яичек». «Мой сын растет настоящим мужчиной», — заявила она.

«Золотые львы»

Другое отличие компании «Тяньши», которое придает ей сходство с неким коммерческим культом, это система поощрений. Так, за определенные успехи в распространении БАДов с годами сотрудник может удостоиться звания «бронзового», «серебряного» или «золотого льва». Неудивительно, что менеджеры и дистрибьюторы стремятся к этому, как сектанты стремятся к инициации и признанию от гуру или учителя.

На лекциях «Тяньши» огромное внимание уделяется книгам по личностному и финансовому росту. Это еще одно современное веяние моды, пришедшее к нам из неопротестантских сект США. О том, как создаются эти книги и чего они стоят, прекрасно иллюстрирует недавняя история, произошедшая с канадским программистом русского происхождения Валерием Шершнёвым. За два года он умудрился заработать $3 млн, продав 1453 электронных книги по личностному и финансовому росту. Как он сам признался, написание одной книги занимало не более двух дней, готовые книги пестрили орфографическими и грамматическими ошибками, а их содержание выдумывалось на ходу.

Прослушав третью лекцию и осознав, что напрасно теряет время, Елена решила забрать свои деньги и вернуть договор. Однако менеджеры компании оказались крайне недовольны решением Елены. Все же 600 рублей они вернули после долгих уговоров, а договор пришлось буквально вырывать у всполошившихся работниц. Однако, надо отметить, что большинство разочаровавшихся соискателей, уходя, оставляют заключенные договоры, в которых указаны их персональные данные, в офисе компании. По словам тех самых индивидуальных предпринимателей этой компании, они проводят собеседования в режиме нон-стоп, а эти персональные данные остаются в неком «чёрном списке» для того, чтобы в дальнейшем сразу отказывать этим людям в трудоустройстве. Но фактически, учитывая численность ежедневно проходящих через «лапы» этой компании граждан, можно предположить, что «Тяньши» уже обладает гигантской базой персональных данных жителей Бурятии.

Тем, кто прошел через все круги «лекций» и решил попробовать себя в компании, обычно сообщают, что вакансия, на которую он претендовал, еще занята. Далее следует предложение: «но не хотите ли вы попробовать себя в активных продажах»? Так человек попадает в порочный круг сетевого обмана и становится еще одним кирпичиком в пирамиде. А между тем всем, кто надеется превратиться в «золотого льва», можно напомнить, что, согласно российскому законодательству, торговля БАДами разрешена только в аптечных учреждениях или в специализированных отделах продовольственных магазинов.

Всякий кризисный период сопровождается всплеском массовой веры в невозможное, появляются многочисленные экстрасенсы, лжеученые, секты. Увеличивается число безработных, отчаявшихся граждан, которые под давлением постоянного стресса легко попадают в сети мошенников.

В настоящее время такая компания далеко не единственная в сфере сетевого маркетинга в Улан-Удэ, которая практикует манипуляции сознанием своих сотрудников и клиентов. Стоит ли вестись на подобные обещания о «золотых горах»? И еще один совет — тщательно проверяйте всё, что вам говорят в подобных местах. Берегите свою психику и разум от пут манипуляторов.

Кол-во просмотров: 2289

Поделиться новостью:


Поделиться: