Тяжелое наследие кадров Вячеслава Наговицына

Назначение Алексея Цыденова новым руководителем в республику, произошедшее 7 февраля 2017 года, снова, как и десять лет назад, воспринимается многими из нас с надеждами в сердцах на светлое будущее.
Политика |

Назначение Алексея Цыденова новым руководителем в республику, произошедшее 7 февраля 2017 года, снова, как и десять лет назад, воспринимается многими из нас с надеждами в сердцах на светлое будущее.

Ожидание каких-то сиюминутных прорывов в экономике, наверно, будет по-детски наивным, однако сейчас будучи в статусе врио господин Цыденов до сентября может порадовать своими кадровыми решениями или, наоборот, расстроить. В частности, если Алексей Цыденов собирается серьезно побороться за пост главы республики, то для него ключевым органом с сегодняшнего дня и до самой осени станет его собственная администрация.

«Своя» администрация

Администрацию главы сегодня по праву можно назвать бурятским кремлем, в котором решаются ключевые вопросы текущей политической повестки и, прежде всего, вопросы выборов всех уровней – от местных до федеральных. Возглавляющий администрацию Петр Носков, окрещенный в широких кругах «кукловодом» и «серым кардиналом» площади Советов, по признанию одного из глав районов, уже стал для многих вместо «отца родного». И не зря. Ведь в структуре администрации главы образованы теневые комитеты, связывающие и определяющие всю политическую систему и режим управления республикой. О каждом из них расскажем более подробно ниже.

Возвращаясь к Петру Носкову, нельзя не отметить его таланты как организатора, дипломата и преданного помощника. Однако, увы, его способности, в полной мере раскрытые при Вячеславе Наговицыне, с Наговицыным и должны уйти. Ведь Петр Носков в течение всего своего руководства администрацией настраивал работу глав, депутатов, партий и общественных организаций под конкретное лицо. Поставленные перед Носковым задачи – «задвинуть» или, наоборот, повысить то или иное лицо, избрать неизбираемого кандидата, создать нужный информационный фон, нейтрализовать опасные темы, выиграть выборы, решались Петром Лукичом, как правило, эффективно и самостоятельно. И это было оправданно для наговицынского режима, учитывая, что достаточно часто решение таких задач сопровождалось внеправовыми, а порой, и откровенно нечестными методами и приемами – интернет-троллингом, «оранжевыми» технологиями, сговорами и пр.

Но если для Вячеслава Наговицына такой игрок, как Петр Носков, был полезным, то в глазах практически всей общественности и некоторых руководителей и депутатов он стал крайне нежелательным лицом и сегодня вызывает серьезное раздражение.

Богатое криминальное прошлое (погром в отделе милиции, будучи еще в руководстве Мухоршибирского района), к которому вот-вот добавится еще один эпизод с «домиком Наговицына» по возобновленному уголовному делу его завхоза Александра Сучкова, сформированная под его управлением и ставшая таким образом в немалой части «марионеточной» Общественная палата Бурятии. К ней же можно добавить и «карманные» региональное отделение ОНФ с Ассоциацией муниципальных образований Бурятии. Покупка телеканалов, удержание на экономическом «поводке» (через госконтракты) практически всех республиканских и муниципальных СМИ и интернет-изданий. Создание на бюджетные деньги «придворных» структур, нацеленных на «запудривание» мозгов избирателей («Открытая Бурятия» и другие). Такое наследие в виде руководителя администрации главы и багажа его делишек оставил после себя Вячеслав Наговицын новому врио.

Объективный срез сферы, за которую отвечал Петр Носков, покажет полное уничтожение гражданских институтов, абсолютное отсутствие свободы слова и печати, дезинформирующий пиар Бурятии как одного из самых якобы благополучных социально-экономических регионов в России, отсутствие в руководстве районов здравомыслящих и независимых глав, засилие пристроенных Носковым своих земляков и родни.

Алексей Цыденов буквально воспринимается как новое лицо руководства республики. И для того, чтобы дать сигнал переменам к лучшему, чего от него, безусловно, ожидают как московский Кремль накануне выборов президента России, так и местные элиты, Цыденову на месте руководителя собственной администрации нужен свой человек – такой же преданный, организованный, дипломатичный как Лукич, но без «скелетов в шкафу».

Теневые комитеты

Самым публичным по определению комитетом в структуре администрации главы является информационно-аналитический комитет, объединяющий официальную правительственную пресс-службу и группу аналитиков. Возглавляет комитет известная во всей Бурятии Ирина Смоляк (Раднаева).

В представлении Ирина Владимировна не нуждается. Достаточно открытый в общении руководитель информационно-аналитического комитета импонирует практически всем представителям республиканских СМИ и интернет-блогерам. Не без ее непосредственного участия в информационном пространстве постоянно сглаживались откровенные «глюки» Вячеслава Наговицына.

Говорить о самом информационно-аналитическом комитете и одновременно называть его теневым как-то не получается. Медийная среда в Бурятии специфична, больших денег здесь нет, но даже за те, что имеются, борьба порой доходит до абсурда. Поэтому наряду с имеющимся бюджетом на информационное освещение деятельности главы и правительства, с журналистами в большей части приходится вести открытые беседы, особо не пускаясь в «подковерные» игры, но с другой стороны, проявляя истинные дипломатические качества.

Оставить Ирину Смоляк?

И вряд ли Ирина Владимировна может рассматриваться как потенциальный кандидат на вылет из обоймы Алексея Цыденова. Кроме того, на фоне всех правительственных клерков Ирина Смоляк смотрится как прогрессивный чиновник. И технократ.

Кстати, Ирина Смоляк замужем за Эрдэмом Раднаевым, главным врачом БСМП. В этом браке у них родился ребенок, что является еще одним немаловажным фактором: семейные узы сплели томичку Ирину Владимировну с Бурятией явно надолго, а потому работать во вред действующему главе она, скорее всего, не будет.

С другой стороны, внутриаппаратная война Носкова и Смоляк, вызванная переделом сфер влияния при Наговицыне и из-за этого уже вышедшая далеко за стены правительственных кабинетов, не может не вызывать опасений. В подобных случаях самым лучшим средством является устранение обеих конфликтующих сторон, как это, например, делает Кремль. Оставление хотя бы одного в администрации грозит перерасти в банальное сведение счетов, чем не гнушаются, к сожалению, Петр Лукич и Ирина Владимировна в последнее время.

Необходимый ресурс

Следующим теневым комитетом в администрации главы является возглавляемый Баиром Жамбаловым комитет территориального развития. О нем мы никогда не слышали, что, наверное, и делает его теневым внешне самим по себе.

В составе комитета территориального развития трудятся специалисты, каждый из которых курирует определенный муниципалитет. Проводя аналогии по функциям, этот комитет можно сравнить с управлением по внутренней политике администрации президента РФ.

В задачи комитета территориального развития и его специалистов входит постоянный мониторинг самочувствия органов местного самоуправления и оказание организационно-методической помощи главам и специалистам местных администраций. Проще говоря, специалисты этого комитета являются проводниками для сельчан в разговорах с правительством и хуралом.

Каждый специалист комитета территориального развития знает структуру и состояние подопечного муниципального образования – его годовой бюджет, доходы и расходы, настроения местного населения. Когда кто-либо по делам муниципалитета собирается в город – будь то глава или специалист – куратор обеспечивает ему выход на нужного правительственного чиновника – министра или даже зампреда. С другой стороны, специалистам комитета терразвития известны все выходы на профильные республиканские министерства и ведомства. Кстати, негласно в функции этого же комитета входит взаимодействие с местными отделениями партии «Единая Россия».

В предвыборной гонке Алексею Цыденову наличие такого ресурса крайне необходимо, ведь этот ресурс сначала обеспечит ему беспроблемное прохождение муниципального фильтра, а впоследствии будет сопровождать всю избирательную кампанию кандидата через работу с местными главами. Последние знают все преимущества и проблемы своего муниципалитета, а потому такая информация для будущего кандидата на встречах с избирателями в селах будет крайне полезна. Озвучивая чаяния и веяния сельчан, переданные ему местной главой, кандидат вмиг станет для избирателя «своим в доску».

Баир Жамбалов в свое время не зря был выбран на должность одного из замов Петра Носкова. Энергичный молодой глава Хоринского района, с одной стороны, и ортодоксальный бурят с «легким» акцентом, с другой, Баир Владимирович без проблем мог наладить контакты с любым местным главой в республике и буквально говорить с ним на одном языке. Это привлекало в Жамбалове республиканские власти, а потому он был назначен председателем данного комитета.

Однако, как и Петр Носков по тем же причинам, его тень Баир Жамбалов, скорей всего, должен уйти вместе со своими патронами и уступить место человеку Алексея Цыденова, который первым делом сможет настроить муниципальную сетку на нужную волну до официального начала избирательной кампании по выборам главы Бурятии.

"Проиграл" районы

Кроме того, Баир Жамбалов, заигравшись в «тайную канцелярию» с Носковым, не справился со своей главной задачей – развитием и независимостью муниципальных образований. Каждый муниципальный район сегодня совершенно бессилен перед правительственными зампредами. Попав, например, в немилость к Иннокентию Егорову, район может запросто лишиться фельдшерско-акушерского пункта, хотя потребность в нем у этого района намного выше по сравнению с другими, или не получить бюджетный кредит на развитие.

В задачу Баира Жамбалова также входило и уравновешивание сил всех вместе взятых муниципальных районов с силами одного города Улан-Удэ перед республиканским правительством и Народным Хуралом. Однако недавнее противостояние города и республики по межбюджетным отношениям, закончившееся в итоге победой первого, привело только к еще большему бюджетному ущемлению сельских районов, ведь если где-то прибыло, значит, где-то должно убыть.

Функция контроля

Существует в администрации главы и контрольный комитет под руководством Сергея Мещерякова. Доселе этот комитет не был замечен в какой-либо особой роли в управлении правительством и регионом. В функции данного комитета входит контроль исполнения и сроков выполнения отдельных поручений, подготовки проектов документов, а также работа с обращениями граждан.

Однако уже в ближайшее время, когда Алексей Цыденов приступит к непосредственному руководству отставным правительством, контрольный комитет может сыграть передовую роль в деле правительственной кадровой зачистки. В этой роли вместе с аналитиками из информационно-аналитического комитета контрольный комитет может дать объективную картину в отношении каждого действующего министра: насколько тот или иной министр был инициативен, исполнителен и организован, насколько министерствами и ведомствами исполнялись и исполняются возложенные на них функции.

Именно перечисленные посты в череде грядущих перестановок могут стать ключевыми для Алексея Цыденова в самое ближайшее время. Предполагаем, что замена кадров на этих должностях станет самым явным и объективным индикатором в отношении вновь назначенного врио: воплотит ли он возложенные жителями Бурятии надежды, заменив старую гвардию и начав кропотливую работу по развитию республики, либо с этой же старой гвардией, как и Вячеслав Наговицын в свое время, пойдет на выборы, рискуя сначала проиграть, а в случае выигрыша – так по инерции и продолжать скатывать республику в кризис.

«Новая Бурятия» продолжит анализ правительственного топ-менеджмента и в ближайшее время представит к обозрению экономико-инфраструктурный блок, возглавляемый первым зампредом Иннокентием Егоровым и двумя простыми Александром Чепиком и Николаем Зубаревым.

Кол-во просмотров: 1057

Поделиться новостью:


Поделиться: