Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

К 90-летию со дня рождения

Заслуженный работник культуры БурАССР (1967), заслуженный деятель науки БурАССР (1981), заслуженный деятель искусств РСФСР (1988) Валентина Цыреновна Найдакова родилась 20 мая 1927 года в с. Торы Тункинского района. Она происходит из семьи, подарившей миру незаурядных и талантливых деятелей в области науки и культуры, которые с детства тянулись к знаниям и, сформировавшись в атмосфере крупных социальных перемен, самым серьёзным образом заявили о себе не только в масштабе республики, но и далеко за её пределами.

Старший брат Будажап Цыренович (псевдоним Мунко Саридак), 1909 года рождения, проявил свой дар поэта и литературного критика, однако трагически рано ушёл из жизни. Очевидец и участник грандиозных общественных преобразований в стране и республике, он оставил литературное наследие, которое успело получить широкое признание. Его первые стихотворения, не избежавшие, по общему мнению, влияния модных на ту пору творческих манер С. Есенина и И. Северянина, вошли в поэтические сборники «Хабарай гэрэл» и «Буряад шүлэгэй дээжэ» коллектива авторов. Знамя Мунко Саридака позднее было подхвачено Тункинским литературным объединением, в творческий актив которого вошли известные литераторы Ардан Ангархаев, Лопсон Тапхаев, Баир Дугаров и др.

Младший брат Василий Цыренович, 1928 года рождения, известный как один из организаторов науки республики и директор Бурятского института общественных наук СО АН СССР, посвятил себя крупнейшим исследованиям в области бурятской и монгольской литературы и театра. Действительный член Петровской академии наук и искусств (1993), он участвовал в составлении и издании 6-томника Истории многонациональной советской литературы (1974), 3-томника Истории бурятской литературы (1995-97) и многих других трудов. Память о нём хранит мемориальная доска на здании Хранилища восточных рукописей и ксилографов БНЦ.

Профессор Восточно-Сибирского государственного института культуры, член-корреспондент Российской академии наук высшей школы Валентина Цыреновна Найдакова стала первым и долгое время единственным доктором искусствоведения за Уральским хребтом. Она является автором огромного количества публикаций по театроведению и театральной культуре Сибири. Встроенная в систему глобальной мировой культуры, она обладает универсальными и безграничными знаниями, начиная от элевсинских мистерий и древнегреческой мифологии до национальных театров Бурятии, Монголии, Саха-Якутии, Тувы, Хакасии, Алтая. Её биография складывалась так, что, находясь у истоков создания театральных коллективов РБ, она застала в деле приезжих и местных деятелей отечественного искусства и запечатлела в своих трудах их творческий процесс. Пожалуй, к ней вполне применимо выражение: «Я многое видел, потому что стоял на плечах гигантов», приписываемое Ньютону.

Ровесница театрального искусства республики В.Ц. Найдакова прошагала вместе с ним весь его созидательный путь, будучи поначалу актрисой, а затем его учёным-исследователем и летописцем. В 1949 году она окончила актёрское отделение Улан-Удэнского театрально-музыкального училища и, поступив в труппу Государственного Бурятского театра драмы им. Х.Н. Намсараева, передвижного на ту пору, играла ведущие роли в его значимых спектаклях. А когда мыслящий на перспективу прозорливый руководитель Г.Ц. Цыдынжапов заметил у молодой артистки выраженные аналитические склонности и посоветовал заняться наукой, она поступила в 1955 году на филологический факультет Иркутского госуниверситета. Там она обогатила себя знаниями мировой классики и языков: старославянского, украинского и латыни, пригодившимися на новом поприще.

В августе 1959 года открылась возможность продолжения учёбы в аспирантуре ГИТИСа на кафедре театров народов СССР у доктора искусствоведения, профессора Г.И. Гояна и возможность получения новых театральных впечатлений, знакомства с зарубежной драматургией в оттепельные 60-е годы.

А уже в октябре в Москве состоялась II декада бурятского искусства, где из 5-ти спектаклей ГБТД Валентина была занята в трех с ведущими ролями: Софья в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова, Сы Фын в драме «Тайфун» Цао Юя и Сэрэгма в пьесе «Ровесники» Б.М. Пурбуева и получила положительные отзывы от театрального критика А.В. Караганова. В 1962 году, защитив диссертацию, она стала кандидатом искусствоведения и издала монографию «Современный бурятский драматический театр».

С того времени Валентина Цыреновна преподаёт премудрости театрального искусства студентам ВСГИКа и передаёт им весь объём полученных знаний и навыков. Продолжив научные изыскания, она в 1971 году защитила докторскую диссертацию по теме «Бурятский драматический театр от возникновения до 70-х годов», где отразила основные вехи его деятельности от любительской труппы через самодеятельные и полупрофессиональные коллективы и театральную студию к музыкально-драматическому театру. Эти материалы стали основой для учебных пособий по теории драмы и истории становления нарождающихся национальных региональных театров.

Благодарная своим наставникам, определившим магистральный путь в жизни, она посвятила труды: «Г.Ц. Цыдынжапов. Материалы и воспоминания», обобщив и оценив творческий опыт поколения первопроходцев их глазами, а собственное видение в «Школе Демидова в Бурятии (1948 - 2015)». Свод «Театральных портретов» - это панорама уже нового этапа деятельности Бурдрамы с компетентной характеристикой лучших актёрских характеров и дебютов.

Огромный читательский интерес вызывает научно-популярное издание В.Ц. Найдаковой о буддийской мистерии цам, запечатлённой в кинофильме «Потомок Чингисхана» В.И. Пудовкина, в музыкальной драме «Баир» П.М. Берлинского и хореографической миниатюре «Сон старика» из репертуара ансамбля песни и танца «Байкал». Эта работа, где цам рассматривается в виде театрализации ламских богослужений, была написана в 60-е годы при жизни консультанта – истинного носителя буддийской философии и культуры Б.Д. Дандарона и других знатоков народной старины. Но из-за непримиримых разногласий с партийной идеологией она вышла в печати лишь в 1997 году.

Как патриарх искусствоведения РБ, она инициировала в 70-е годы театроведческий семинар, где перспективным, на её взгляд, молодым специалистам прививала вкус к театроведению, участие в художественных советах с обсуждением спектаклей и публикацией своих рецензий, а в конечном счёте к исследовательской деятельности. Результатами этих усилий стало появление грозди последователей из кандидатов искусствоведения в разных сферах театра: Е.И. Протасова в области хореографического искусства, Е.А. Гильмуллина – драматического, Э.Е. Манзарханов - пластического, автор этих строк - музыкального. Дипломника театральной кафедры Д.Ж. Бадлуева она в своё время ориентировала на карьеру индолога-культуролога, но он предпочёл творческую стезю и успешно в ней состоялся.

Поиск новых людей и идей привёл Валентину Цыреновну к организации Рериховской ячейки на базе Национальной библиотеки, ставящей своей задачей распространение гуманитарного учения, способствующего духовному совершенствованию общества благодаря этическим принципам, заложенным его основателями.

Совокупные заслуги В.Ц. Найдаковой увенчаны званием лауреата высшей профессиональной премии «Золотая маска», коей удостаиваются выдающиеся представители театрального искусства страны. И можно было бы почивать на лаврах, но она по-прежнему в строю. Сегодня свободное от научной и учебной работы она посвящает потомству покойного старшего брата Доржи Цыреновича, на семье которого отразились превратности постперестроечного времени, и болеет за судьбу правнучки Виктории, находящейся по окончании 11-летки в состоянии выбора дальнейшего пути.

Обозревая жизненный путь Валентины Цыреновны Найдаковой как учёного-исследователя, живого участника театральных процессов и общественника можно сказать, что за всем этим стоит личность, концентрирующая собой огромный культурный пласт и испытывающая желание гордиться творчески и потенциалом народа, с которым дышит в унисон.

Надежда Цибудеева, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РБ, член СК РФ