Напиши собственную новость и стань автором в Новой Бурятии!

На популярном российском сайте kinopoisk.ru опубликовано несколько рецензий на поступивший в кинопрокат Бурятии 18 мая фильм депутата Госдумы РФ Николая Будуева «Смерти нет». «Новая Бурятия» приводит два варианта рецензий – один позитивный, который, по всей видимости, написали сами создатели фильма, а другой – негативный, от имени обычного кинозрителя.

«Смерти нет!»

«Сегодня был на премьере этого фильма-«долгостроя» и сразу рекомендую фильм к просмотру.

В фильме прослеживаются две сюжетные линии жизни молодёжи Улан-Удэ 1980-го и 2016 годов. Прямого столкновения двух поколений не происходит, не считая одной разборки в туалете. Однако обе сюжетные линии развивают сильные внутренние конфликты, которые закономерно приводят к большим драмам.

Молодёжь 1980 года, чанки и чуваки, понятно, показана с неким ностальгическим и романтическим налётом, за которым полвека прожитой жизни. Молодёжь 1980-го стоит на принципах коллективной взаимовыручки: «Сам погибай, а товарища выручай!».

Молодёжь же 2016 года показана только на понтах, эгоизме и индивидуализме, за которые жёстко расплачивается тут же, не отходя от кассы.

Фильм о жизни криминальных группировок г. Улан-Удэ должен строиться на показе драк и физического насилия, и здесь режиссёр и операторы проявили настоящее мастерство. Драки ставились профессионально, натурально, в замедленной съёмке. Многие актёры получили натуральные травмы, что способствует достоверности фильма.

За жестоким натурализмом улан-удэнских разборок стоят жёсткие этические принципы, которые создатели внушают не столько героям, сколько зрителям. Если будешь прожигать жизнь за игорным столом, радоваться лёгким деньгам, наступит момент, когда тебя подвесят за ноги над бочкой с кипятком и бритый бурят скажет тебе, что ты теперь его вещь, а два амбала будут опускать тебя вниз головой в кипяток.

Следование строгим этическим принципам будет столь актуально, что молодёжь к концу фильма отбросит эти понты и даже заговорит о том, как бы устроиться на завод, заняться трудом, облагораживающим душу, но будет уже поздно.

Ещё одной удачей фильма я бы назвал показ Улан-Удэ - режиссёры нашли удачные ракурсы города. Единственно, после «Решал», «Смерти нет» люди будут думать, что в Улан-Удэ нельзя умереть собственной смертью.

Будучи представителем поколения 1980-го года, я не был ни чанкой, ни тем более чуваком, ходил в музыкальную школу, но к концу фильма сильные эмоции наполнили меня. Особенно впечатлила гибель Нельсона в Афганистане.

Николай Будуев, будучи антипатичным политиканом, создал объёмный, пространственный фильм, за что ему спасибо».

Очень жаль, что смерти нет…

«Сидеть на сеансе 2,5 часа невыносимая пытка, смерть кажется уже гуманным способом остановить это безобразие. А если серьезно, то это «произведение» даже не может называться фильмом.

1.Сценарий. А он вообще есть? Где завязка, кульминация, развязка? Кто главный герой? Кто второстепенный? Такое ощущение, что создатели этой нарезки кадров общались так:

- А давай еще про это снимем?

- А давай, он клевый чувак.

В общем, сценария нет, если кто-то собирается это смотреть. Т.е. нормального сценария для законченной внятной истории.

2.История. Это был фильм о чем? О времени, когда город был разделен на районы, когда люди избивали и убивали друг друга просто за статус другого? Тогда зачем «современные» сцены? Хотели снять фильм об обреченности жизни вне закона? А вы можете добавить что-то к тому, что уже сказал Петр Буслов?

3.Операторская работа. Здесь даже сказать нечего. Купите книжку, сходите в библиотеку, узнайте, что такое крупные планы и как их использовать. А еще узнайте, как работа оператора должна раскрывать характеры персонажей и историю (хотя ее и нет в сущности, можете себя не корить).

4.Музыка. Здесь логика такая: я знаю классную песню, давайте ее используем. Больше никакой связи с сюжетом, персонажами и пр. нет.

5.Костюмы и реквизит. Понятно, что бюджет ограничен, но пихать все что угодно в кадр, если это похоже на ретро, и называть это реквизитом… Хотя сцены ретро в этом плане выглядят куда лучше, чем современные. Что такое реквизит, что такое костюм, в чем состоит работа художника по костюмам, мы тоже не знаем, но кино снимаем.

6.Актерская игра. Без комментариев. Ее нет. Ни у кого. Если раньше эти местечковые фильмы пытались выехать на кавээнщиках и их харизме, то тут и не пахнет этим приемом. Уже на 3-й минуте просмотра ощущения, мягко скажем, неприятные, но создатели мечтают догнать и перегнать Питера Джексона: 2 часа 40 минут при полном отсутствии актерской игры. Пытки одного из героев погружением в бочку с горячей водой просто детский лепет по сравнению с этим.

7.Аудитория. Для кого снят этот фильм? Чтобы у вас не возникало подобного вопроса, в первых кадрах вам объясняют: «для всех поколений улан-удэнцев». Но вау-эффект: «ого, в кино показывает наш город» давно исчерпан предыдущими фильмами местного масштаба. Кто захочет пойти и смотреть 2,5 часа о том, как люди занимаются криминальными разборками на примитивном уровне без сюжета и хороших кадров? Играть на ностальгии? Те, кто в 80-е были частью этого мира, или лежат в могиле, или поднимут фильм на смех. Те, кто в 80-е еще не родился, скорее пойдут на «Стражи галактики» в соседнем зале (и будут правы). Осталась одна группа: те, кто были юными в 80-е, но к этому миру не принадлежали. Только эти люди могут усмотреть в этом «фильме» какой-то посыл.

Создатели, если вы не знаете, как писать сценарий, снимать, использовать музыку, играть, собирать все пазлы фильма воедино, тогда зачем вы вообще взялись за камеру? Хотели рассказать о бурной молодости? Расскажите ее в кругу своих знакомых за кружкой пива, сейчас это ваш потолок. А если хотели рассказать о времени и о людях, идите сначала учиться тому, как делать кино.

А если кого-то интересует то явление, когда в городе правили молодежные группировки, — есть неплохие научные исследования на эту тему. И, как бы парадоксально это не звучало, читать научные статьи намного увлекательнее, чем смотреть эту нарезку кадров.

P.S.: Пойду найду книгу Слипенчука, на которой так заострила внимание камера. Наверное, это она символ успеха и богатства, когда 90 тыс. рублей наличными (!) валяются в выдвижном ящичке твоего стола. Дональд Трамп и Ричард Бренсон отдыхают.

«Новая Бурятия»