Как в Монголии образовалась русская диаспора

В XX веке в Монголию трижды направлялись потоки беженцев северного соседа
Общество |

По состоянию на 1969 год в Монгольской Народной Республике проживало 22,1 тыс. русских или 1,8 % населения, а лиц других национальностей 56,2 тыс. или 4,7 %. Об этом свидетельствует запись в разделе «Национальный состав населения» Статистического сборника «50-летие Монгольской Народной Республики» (год издания 1971).

С тех пор в публикуемой статистике перестали писать этнический состав населения. Упомянутые 56 тыс. человек других национальностей, вероятнее всего, были китайцы. Представители немонгольских народностей, т.е. казахов было 62,8 тыс. человек (5.8 % населения).

Что такое диаспора

Отсюда видно, что в Монголии тогда была довольно большая русская диаспора. Известный социолог Р. Брубэйкэр пишет, что «случайные диаспоры возникают в результате распада многонациональных государств. После окончания Первой мировой войны в результате распада империи Габсбургов, Романовых и Османской империи, образовались множество диаспор».

Как известно, под родиной понимается определенная территория. Масштабы пространства, ассоциированного с родиной, могут быть различные: от конкретного места, где человек родился и вырос, до страны или государства, гражданином которого он является. Этничность можно представить, как форму общественной организации, состоящей из тех культурных характеристик, которые сами члены этнической общности считают для себя значимыми, и, которые лежат в основе их самосознания. К этим характеристикам относится одно или несколько общих самоназваний, представление об общем происхождении и, как следствие, наличие общей исторической памяти. А диаспора – это часть народа (этноса), проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплоченные и устойчивые этнические группы в стране проживания и имеющая социальные инстинкты для поддержания и развития своей идентичности и общности.

Из СССР в МНР – несложно

Русская диаспора в Монголии это результат распада Российской империи, изменения ее границ и появления новых государств, таких как СССР и МНР. В XX веке в Монголию трижды направлялись потоки беженцев северного соседа.

Первый приток русских из России в Монголию был связан со Столыпинской реформой и Русско-японской войной 1904-1905 годов.

Второй приток был связан с коллективизацией в СССР и индустриализацией в Монголии. Он охватывает 1920-1930 годы.

Третья волна охватила 1940-1950 годы из-за использования заключенных ГУЛАГа, известных как «власовцы», при строительстве железной дороги «Наушки – Улан-Батор», а также разработки вольфрамовых и других месторождений полезных ископаемых.

Русские, переселившиеся в Монголию до Октябрьской революции, жили в основном в Хонде и Алтанбулаге Селенгийского аймака. Они переселились в Монголию, чтобы освоить земли согласно административно-сельскохозяйственной реформе Столыпина. Казаки и их потомки также были сосредоточены в этих местах.

По словам Елены Даревской, советского и российского историка-монголоведа, многодетные семьи первой русской диаспоры в Монголии жили в поселениях из деревянных изб, и они мало чем отличались от обычных сибирских деревень.

В конце 1920-х годов многие русские приехали, чтобы работать на шахте Налайх и на вновь построенных промышленных предприятиях. Затем некоторые из них обосновались в Булагтае, Евцэге, Джаргаланте и Хонде.

В 1932 году в Прибайкалье случилось разрушительное наводнение, во время которого уровень воды реки Селенги поднялся до 7 метров. Из-за массового голода, вызванного наводнением, многие русские крестьяне и буряты-скотоводы из Бурятии переехали в Монголию. До 1934 года между СССР и Монгольской Народной Республикой государственная граница не была четко определена, поэтому попасть в Монголию из голодающего Советского Союза было несложно.

Железная «Дорога дружбы»

В 1946 году начались работы по соединению Улан-Батора с Транссибирской магистралью. Официальное название железной дороги – «Дорога дружбы». Для строительства дороги были привлечены заключенные ГУЛАГа из 505-ого стройотряда ГУЖДС (Главное управление железнодорожного строительства) НКВД СССР. Руководил работами генерал-майор Федор Гвоздевский (1901-1962), инженер путей сообщения, трижды получавший Сталинскую премию. 40 тыс. заключенных работали в течении трех лет.

По некоторым данным, на строительстве «Дороги Дружбы» работали всего 80 тыс. заключенных, из них 3 тыс. были, действительно, власовцами, служившими в армии генерала Власова. Часть заключенных работали на оловянных и вольфрамовых рудниках. Некоторые ремонтировали здания Советского посольства, а также работали на объектах, принадлежащих Советскому Союзу. 440 заключенных сбежали и пропали без вести. Многие из них скрывались в поселениях русской диаспоры.

До 1960 года русские, проживающие в Монголии, не были зарегистрированы, большинство из них не имели гражданства, а некоторые имели документы, подтверждающие их подданство царской России. Поэтому властям трудно было различить среди них настоящих «власовцев». Так, Герой Советского Союза П. Удомцев прожил в монгольском лесу аж до 1980-х годов. А Герой Советского Союза снайпер Сусаев работал в геологической партии по разведке урана в Цэнхэрмандал сомоне Хэнтийского аймака. Он, сбежав в 1948 году вместе с шестью другими заключенными, долго скрывался в горах. Сусаева местные жители называли «рыжебородым». В 1954 году чекистка по имени Катерина приехала в Монголию, как стажерка и закрутила роман с Сусаевым. С её помощью знаменитый снайпер был застрелен из засады стрелком НКВД. Другой заключенный по имени Газель, сбежавший из рудника, прятался до середины 1960-х годов.

Строительство железной дороги от Улан-Батора до южной границы Монголии осуществлялась также СУ-505. В 1953 году во время подготовительной работы по началу строительства данной дороги, ГУЖДС НКВД СССР было распущено в связи со смертью Иосифа Сталина.

История «семёновцев»

Когда в 1941 году Германия напала на СССР, более 5 тыс. лиц без гражданства из русской диаспоры в Монголии были мобилизованы и отправлены на фронт. По всей вероятности они воевали в штрафных батальонах. Три тысячи из них были убиты, а 2 тыс. вернулись обратно в Монголию. Однако освещать их героические подвиги в монгольских и советских СМИ не разрешалось.

Лиц, принадлежавших к русской диаспоре, монголы называли «местными русскими». А советские граждане их называли «семёновцами». В советской юридической практике понятие «политически неблагонадежный» действовало с 1920 по 1956 годы. Оно было направлено на предотвращение любых всевозможных действий против Советского государства. В круг этих «врагов народа» входили аристократы, белогвардейцы, кулаки и другие, так называемые лица «антисоветского» происхождения. К таким категориям лиц относились и «местные русские» в Монголии. Им не разрешались посещать СССР и иметь советское гражданство. Их детей не принимали в пионеры, комсомол и партию.

С 1960-х годов в Монголию в большом количестве стали приезжать советские специалисты и рабочие. Их предупреждали, чтобы они не контактировали с «семёновцами», т.е. с русскими, постоянно проживающими в Монголии. Если советский специалист входил в близкий контакт с местными русскими, то его наказывали.

Был случай, когда «местный русский» Лощенко, который преподавал математику в Монгольском государственном университете, влюбился в советскую специалистку. У них родился ребенок, однако из-за этого женщину с ребенком отправили обратно в Союз без права возвращения в Монголию.

Обратно в СССР

Как известно, после ХХ съезда КПСС, началась так называемая «хрущевская оттепель». В это же время В. Молотов был сослан в Монголию в качестве посла. Это было время, когда началось строительство Саяно-Шушенской и Братской ГЭС. Была острая нехватка рабочих рук. Тогда посол Молотов разрешил «местным русским», которые хотели там работать, выезжать в СССР. Таким образом, в 1956 году начался отток «местных русских» в СССР.

В поселке Зуунхараа, где до начала 1970-х годов проживали в основном русские, к началу 1990-х годов осталось только 10 семей. Уезжая в Советский Союз, они не могли что-то продать монголам, ведущим кочевой образ жизни. Дома, пашни, огороды и сады не были нужны коренному населению. Зато их покупали китайцы, в итоге через короткий промежуток времени русский поселок Зуунхараа превратился в китайский.

Только с 1971 года «местным русским» стали выдавать советские паспорта. Большинство из них впервые стали гражданами СССР. Общество советских граждан (ОСГ) «местных русских», ставших советскими гражданами, располагалось в здании рядом с Посольством СССР в Улан-Баторе. Наверное, для того, чтобы было проще его контролировать. Но настоящие советские граждане в разговоре между собой эту организацию называли «Обществом семеновских головорезов» (ОСГ).

На самом деле в русской диаспоре в Монголии вообще не было русских, связанных с войсками атамана Семенова и барона Унгерна. Атаман Семенов не воевал в Монголии. Войска Унгерна, Бакича и Кайгородова воевали, но пришедшая в 1921 году Красная Армия, разгромила их. Большинство из них были убиты или бежали в Китай и Маньжчурию. Преследование унгерновцев и белогвардейцев продолжалось в Монголии более 20 лет – вплоть до 1940-х годов. В анкете, которую необходимо было заполнить, был вопрос: «Есть ли родственники или друзья, служившие в войсках гоминдана или Барона Унгерна?» Короче говоря, в Монголии не могли остаться ни одного белогвардейца или их соратников, оставшихся с 1921 года. Отсюда видно, что называть местных русских «семёновцами» было бессмысленно, это название носило неофициальный характер.

Со временем возникло крепкое сообщество ущемленных «местных русских». Оно вместе с такими же ущемленными в правах бурятами и китайцами превратилось в объединение кровно заинтересованных лиц. Широкое распространение получили совместные браки между «местными русскими» и такими же китайцами. И сегодня в Монголии немало потомков «местных русских», рожденных в таких смешанных семьях.

В связи с индустриализацией и культурной революцией, с 1950-х годов в Монголии начала ощущаться острая нехватка квалифицированных кадров. Именно поэтому многие «местные русские» поступали в высшие и специальные средние учебные заведения Монголии и получили соответствующее образование. Согласно опросу, проведенному в 1970-х годах, 60% «местных русских» имели высшее или специальное среднее образование.

Единственным учреждением, которое заботилось о «местных русских» была Православная церковь. В советских архивах, оказывается, нет материалов, отчетов или записей в отношении этих дискриминированных русских без гражданства. Более или менее, факты о них сохранились только в Православной церкви, т.к. многие «местные русские» были православными.

Первый православный храм в Монголии, названный Троицкой церковью, был создан в 1863 году. С 1893 по 1914 годы настоятелем церкви был священник Николай Шастин. Позже его сын Павел Шастин (1872-1953), советский медик, приехал в Монголию много лет (1923-1937) проработал в качестве врача.

В свое время Богдо-хан выделил китайцам и православным русским место для кладбища на северо-востоке Урги, нынешнего Улан-Батора. Там до сих пор сохранились старые, полуразрушенные надгробные камни православных русских, умерших в начале XX века. Здесь хоронили местных русских. Как-то «местная русская» забеременела от советского специалиста, однако ребенок умер при родах. Его родители, чтобы их не поймали, собирались тайно похоронить мертвого ребенка. Их поймали, в результате отца ребенка выгнали из Монголии, а ребенка перезахоронили на русском кладбище. Такие «манипуляции», естественно, предпринимали не монголы, а представители КГБ, находившиеся в Улан-Баторе.

Удивительный факт, что именно здесь Ю. Цеденбал похоронил свою мать Заяат, уроженку монгольской сельской глубинки.

Отношение к «местным русским», которые годами подвергались советскому гнету и дискриминации, со временем смягчилось. Во-первых, «местные русские» 1970 и 1980-х годов были потомками так называемых «семёновцев» и уже не были «антисоветчиками». Во-вторых, они долгие годы подчинялись советской власти, не совершая никаких идеологических ошибок.

После распада Советского Союза во многих других местах, оказавшихся за границей, возникли русские диаспоры. Поэтому в 2000 году Российская Федерация заявила, что берет под защиту русскую диаспору в любой точке мира.

Первая волна отъезда членов русской диаспоры из Монголии началась с разрешения Молотова в 1956 году, вторая последовала после выдачи советских паспортов «местным русским» в 1971 году, а третья волна началась с 1990-х годов. Сегодня в Монголии проживает около тысячи так называемых «местных русских», Большая часть их проживает в Улан-Баторе. Большинство из них считают себя монголами, а не «местными русскими». Если в 1970-е годы большинство «местных русских» проживало в Селенгинском аймаке, то согласно опросу 2011 года, только 0.4 % от тысячи жителей этого аймака составляют русские.

Говорят, что за пределами Российской Федерации проживает 20-30 миллионов русских. Согласно новому закону о защите русской диаспоры основной критерий принадлежности к русской нации является знание русского языка. Значит помимо украинцев, чукчей, белорусов, евреев, татар и казахов «русскими», если их родным языком является русский, могут считаться буряты и калмыки, которые являются этническими монголами. Но бурятов, тувинцов и калмыков в Монголии «местными русскими» не считали, хотя они были выходцами из СССР.

Источник: Информационный портал Монголия Сейчас

Кол-во просмотров: 1839

Поделиться новостью:


Поделиться: